Воскресенье, 12.05.2024, 03:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2014 » Январь » 6 » История города
13:53
 

История города

Коломна- один из древнейших городов Подмосковья. Город возник на живописном высоком берегу Москвы-реки при впадении в неё речки Коломенки. С экономической точки зрения место основания города было выбрано весьма удачно: слияние рек Москвы и Оки было перекрёстком важнейших водных торговых путей. А расположение города на рубеже Владимиро-Суздальских и Рязанских земель было исключительно выгодно стратегически и позволяло контролировать территории верхнего и нижнего течения Оки с бассейном Москвы-реки.
Название города связывают с общеславянским корнем «коко» (круг, окружность) либо возводят к тюркскому слову «колм» (могила, кладбище). Историки полагают, что пограничный город-крепость Коломну основал рязанский князь Глеб, чтобы упрочить свои рубежи и усилить экономическое, политическое и стратегическое положение Рязани. С этого времени многие товары с юга во Владимир стали идти через Коломну. Владимирский князь не мог мириться с усилением Рязанского княжества. Именно из-за распри двух князей в Лаврентьевской летописи впервые упоминается город Коломна под 1177 годом, что условно считается датой основания города.
Значение Коломны особенно возросло во время борьбы Руси с монголо-татарами. Ещё до начала вторжения Батыя город сделался весьма укреплённой крепостью, и именно под стенами Коломны собрались объединённые русские дружины для битвы с врагами. В летописях отмечается, что битва была жестокая, в ней пали многие русские князья и воеводы, «и иных много мужеи побиша». Победа досталась татарам, а Коломна была разрушена. Восстановленный город снова сжёг дотла в 1293 году хан Дюдень.
С усилением Москвы всё более обострялись отношения между ней и Рязанью. Растущему Московскому княжеству была нужна Коломна для укрепления собственных позиций, но город находился в рязанских землях. Московский князь Даниил Александрович в 1300 году двинул свои войска на Рязань и присоединил Коломну и прилегающую к ней густонаселённую округу к московским владениям. С тех пор Коломна неразрывно связана с Москвой. Она стала первым городом, с которого началось собирание русских земель вокруг Москвы. Новые владельцы, князья московские, заново перестроили коломенский кремль. Они укрепили его стены и башни, возвели новый дворец для великого князя московского — государев двор. Здесь постоянно жил княжеский наместник. В середине XIV века в Коломне появилась особая епархия, рядом с дворцом князя был построен владычный двор коломенского епископа и архиерейский дом. Основание в Коломне особой епархии подчёркивало политическое и религиозное значение города, который, как правило, всегда переходил к наследнику московского престола, старшему сыну княжеской семьи.
Коломна, стоящая на пути из плодородной Рязани в Москву, превращается в крупнейший торговый центр. Сюда из рязанских земель и из Камской Болгарии поступает хлеб, рыба, мёд, соль и другие товары. Из Новгорода Великого сюда привозят товары, привезённые из Западной Европы: полотно, сукна, вина и металлические изделия. В Коломне товары перегружают, отправляют на север и юг, размещают на складах в ожидании навигации или санного пути.
Южный рубеж Московского княжества требовал постоянной заботы. В Коломне начинается каменное строительство, создаются сторожевые монастыри: Спасский, Голутвин и Бобренев в окрестностях города. Коломна стала местом сбора русской рати перед Куликовской битвой, в которой участвовали и ратники Коломны (около тысячи человек) под предводительством воеводы Микулы Васильевича. Сам воевода пал на поле сражения и с ним «да двадесят бояринов коломенских». Через два года в русские земли вторгся хан Тохтамыш и разгромил много городов, в том числе и Коломну. Не оставлял надежды вернуть Коломну и рязанский князь Олег. В 1385 году он внезапно напал на город и «много слата и серебра и всякого товара наимався». Дмитрий Донской послал в Рязань с дипломатической миссией Сергия Радонежского, и тот добился примирения между князьями: князь Олег обещал «не обижать» Москвы и Коломны, а граница между Московским и Рязанским княжествами была определена по реке Оке.
На рубеже XIV-XV веков Коломна была самым богатым после Москвы городом княжества. Она стала непосредственной свидетельницей борьбы великого князя Василия II c Дмитрием Шемякой. Под её стенами часто появлялись враги, и всегда Коломна надёжно защищала Москву, принимая на себя первые удары. С образованием централизованного русского государства Коломна вошла в состав общерусской внешней обороны. Она сделалась одним из звеньев юго-восточной «засечной черты». По велению великого князя Василия III в Коломне впервые начинается строительство каменного кремля, двухкилометровые стены которого поднялись в высоту на 21 метр, имели толщину до 4,5 метра и были укреплены 17 башнями. После возведения каменных укреплений татарам уже ни разу не удавалось захватить город. Коломна сделалась неприступной.
В XVI веке в Коломне не раз бывали Иван Грозный. В июле 1547 года он оставил в городе часть своих войск, готовясь к походу на Казань. В честь взятия Казани в 1552 году в Коломне был возведён Брусенский монастырь и построена Успенская церковь.
Бедствия Смутного времени не обошли Коломну. В 1606 году город захватили войска Ивана Болотникова. Спустя четыре года в ней обосновались отряды Лжедмитрия II, а в 1612 году Коломну разграбили казаки Ивана Заруцкого. Здесь нашла временное убежище Марина Мнишек, сначала как царица московская, затем как пленница московского правительства. Одна из башен кремля, Коломенская, получила второе название — Маринкина. В ней, по преданию, была заточена Марина Мнишек.
К середине XVII века границы государства значительно расширились, и Коломну перестали считать оборонным городом. Её жители занялись ремеслом и торговлей, а сам город относился в ту пору к одиннадцати крупнейшим городам России, в которых насчитывалось более 700 посадских дворов. Через Коломну на Москву ехали заморские купцы, которые везли материю, шёлк, индиго, хлопок, пряности, сафьян, а взамен покупали соболий мех, клыки моржа, отличное сукно и другие товары.
В годы царствования Алексея Михайловича на реке Оке, в селе Дединове Коломенского уезда, которое славилось мастерами-корабельниками, изготовлявшими барки-"коломенки» для коломенских купцов, на которых те ходили во многие города. В Дединове был построен первый русский военный трёхмачтовый парусный корабль «Орёл». Корабль отправили для охраны торгового пути между Россией и Ираном, проходившего по Волге к Каспию.
С преобразованиями Петра I в Коломне возникают промышленные предприятия. К середине столетия в городе действовали полотняные, суконные и шёлковые фабрики, кожевенные, кирпичные и солодовенные заводы. В 1735 году начал работать завод Шершавина, выпускавший фруктовую пастилу, прославившую Коломну на всю Россию.
Начавшаяся с основанием Петербурга торговля с Западной Европой через Балтийское море содействовало ещё большему развитию Коломны. Город оставался главным посредником в торговле Москвы и юга, а с ростом новой столицы сделалась для неё важным поставщиком хлеба, мяса, сала. Кроме того, из Коломны в столицы поступала продукция её многочисленных фабрик.
Следующее столетие не внесло значительных изменений в жизнь города. Правда, с открытием железнодорожного сообщения роль Коломны как посредника в перевозке грузов заметно снизилась. Зато новый вид транспорта был по достоинству оценён горожанами. Преимущества нового пути были очевидны. Раньше поездка на лошадях из Коломны в Москву занимала два-три дня и обходилась в 15-20 рублей. Теперь на «чугунке» весь путь занимал четыре часа, да и плата была в несколько раз меньше. Поезда прибывали из Москвы и отправлялись обратно дважды в день.
Во второй половине XIX — начале XX века после постройки в городе машиностроительного завода Коломна становится одним из крупнейших промышленных центров России. В марте 1869 года завод выпустил первый паровоз, в 1903 году — трёхтысячный. Кроме того, завод изготовлял мосты, в том числе Бородинский, краснохолмский, Москворецкий и Крымский в Москве, Литейный и Дворцовый в Петербурге, мост через Днепр в Киеве, выпускал вагоны, речные суда, локомобили, землечерпательные машины ткацкие станки.

Просмотров: 303 | Добавил: againg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz