Суббота, 11.05.2024, 18:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2014 » Январь » 6 » Очерки по истории Пензенского края.
15:57
 

Очерки по истории Пензенского края.

"История Пензы до сих пор темна, настолько, что точно неизвестен даже год ее основания"

В. Борисов 1898 г.

_____________________________________________________________________________

Как, когда, кем и для чего был выстроен город Пенза?

Предположения, поиски, реальности, находки, рассуждения...

Пенза - областной центр Российской Федерации, региональный код 58. Город назван так по реке Пензе, близ которой был заложен его исторический центр.

Первым серьезным шагом, положившим начало пензенскому краеведению стала, так называемая, "Строельная книга города Пензы", опубликованная в 1898 году после случайной находки в завалах Губернского суда. Этот характерный документ московского делопроизводства представлял из себя роспись дел и решений первого пензенского воеводы Елисея Протасьевича Лачинова, наделенного командорскими правами по обустройству новостроящегося города. Этот документарный первоисточник вместил в себя большое количество ценных сведений, относящихся к периоду становления города. Книга является комплексным блоком официальной информации о составе первопоселенцев Пензы, их именах и местах прежнего жительства, выделении служилому люду земельных наделов, постройке вокруг крепости посада, организации пригородных слобод и другие неоценимые сведения.

Среди всего прочьего "Строельная книга города Пензы" сообщает:

"Лета 7174 (то есть 1665 от Р.Х.) года октября в 13 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу и по грамоте ис приказу Большого дворца воевода Елисей Протасьевич Лачинов построил на Пензе у города Посад и слободы и служилых и всяких чинов жилецких людей в городе и в уезде конных и пеших казаков и пушкарей и воротников и сторожей: и землю, и сенные покосы им отвел и размежевал и грани и всякие признаки учинил; и переписал на посаде попов и дьяконов с причетники, и служилых и жилецких всяких чинов и посацких людей и в городе и в уезде конных и пеших казаков и пушкарей и воротников и сторожей дворы и во дворах людей и их детей и братьев и дядьев и племянников... По указу ж великогого государя прислал стольник и воевода Федор Лодыжинский из государевых дворцовых сел ис Темниковского уезду, из села Троицкого острогу, белопоместных казаков на Пензу на вечное житье в переведенцы, и поверстаны на Пензе в конные казаки...".

Одна уникальная особенность первопоселенческого населения Пензы, выявленная на основании сведений "Строельной книги..." была отмечена еще ее первым издателем В. Борисовым, на нее же обращал внимание и В.М. Потин, возглавляющий в наши дни нумизматический отдел Государственного Эрмитажа. Из текста ее следует, что значительный процент населения нового города состоял из амнистированных фальшивомонетчиков, для которых суровая казнь через залитие горла расплавленным металлом была заменена государевой службой в этом неспокойном краю.

Образцы русских фальшивых копеек XVII в. Сборы на территории Пензенской губернии. Частная коллекция.

Изделия фальшивомонетчиков XVII века.

Образцы серебрянных русских копеек и варианты их подделки:

А - титульная сторона подлинной серебряной копейки царя Алексея Михайловича (1645-1676 г.ц.); Б - подлинная серебряная копейка царя Федора Алексеевича (1676-1682 г.ц.), сторона с изображением персоны царя на боевом коне - на голове его корона, а в руке копье; 1-6 - нечитаемая эмитация царского титула, исполненная в расчете на неграмотных людей; 7-8 - грубое изображение царской персоны. Все изображения увеличены. Их истинный размер близок современной монете 1 коп.

В уголовном кодексе царя Алексея Михайловича, так называемом Уложении 1649 г., говорилось:

"Которые денежные мастеры делати медные или оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавлять медь или олово, или свинец и тем государеве казне учнут чинити убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло". Полное собрание законов Российской Империи. [ 2 ]

Далее в "Строельной книге города Пензы" мы можем прочесть:

"...Присланы с Москвы за воровское денежное дело в ссылку и приверстаны ж в конные казаки к троицким переведенцам... Да прислан с Алатыря за воровсое денежное дело в ссылку и приверстан в конные казаки к троецким же переведенцам двор Любимки Михайлова сына Панамарева. Да из села Красные слободы присланы на Пензу на вечное житье в переведенцы белопоместные казаки и поверстаны на Пензе в конные ж казаки... Да из Нижнего города Ломова и из Ломовского уезду присланы Казнь фальшивомонетчика через залитие в горл расплавленного металл. Миниатюра из русской летописи XVI в.

Московия. Казнь фальшивомонетчика через залите в горло расплавленных денег его же собственной фабрикации. Миниатюра из русской летописи XVI в. [6]

"... население пензенского посада составилось первоначально главным образом из фальшивомонетчиков..." В. Борисов 1898 г.

Фальшивые медные монеты от времени правления Петра I. А - копейка Большой казны, Б - денга. Пенза, находки нашего времени.

Фальшивые медные монеты царя Петра Алексеевича (позднее императора Петра I). Изготовлены методом литья "в опоки". Найдены в Пензе на Лебедевском спуске: А - копейка с монетным знаком БК ( т. е. Большая Казна), Б - денга (т.е. пол копейки).

на Пензу на вечное житье в переведенцы и поверстаны по разбору в конные казаки... Переведенцы, шацкие драгуны, приписаны в конные казаки к ломовским переведенцам... Старые черкасы, которые по указу великого государя приняты у Юрья Катрацкого и построены в конную казачью службу... Да к старым же черкасам приписаны в конные ж казаки Микитиных Буд-Зюзина... И всего конных казаков - троецких и краснослободских и ломовских переведенцев и ссылочных людей и драгун и черкас - двести семьдесят человек; а детей у них и братьев и дядьев и племянников и зятьев и приемышев - триста девяносто восемь человек".

Вторым значимым шагом по разработке ранней истории Пензы стала книга ученого секретаря Пензенской ученой архивной комиссии профессора А.Л. Хвощева - "Очерки по истории пензенского края". После революции, новая власть поручила Хвощеву заведование всеми архивами Пензенской губернии. Исторические документы, изысканные им в архивных недрах, а также собранные и учтенные ранее пензенской Архивной комиссией, и легли в основу вышеупомянутого научного труда. Книга написана в годы Гражданской войны и издана на оберточной бумаге в голодном 1922 году. В ней обобщен и логически связан весь известный к тому времени археологический, этнографический и актовый материал, относящийся к ранней истории родного города. Труд Хвощева стал базовой ценностью для последующих поколений пензенских краеведов, его материалы часто используются в современной публицистике, но он сам, практически, неизвестен широкой публике в силу ничтожно малого тиража своей книги (3000 экземпляров) и отдаленного времени ее издания. Следует отметить, что публикация 1922 года планировалась автором, как предварительная и программная, предшествующая более объемному и детальному научному труду по истории Пензенского края (этому фундаментальному изданию не суждено было состояться). Поэтому в предварительной публикации часть основополагающих позиций автора не подкреплена должными ссылками на исторические источники и архивные документы.

В силу таковых обстоятельств, многие научные тезисы профессора Хвощева приобрели форму постулата, освященного непоколебимым авторитетом автора, и в таком виде вошли в массив краеведческих знаний. Не смотря на то, что в распоряжение профессора А.Л. Хвощева не было исторических документов, указывающих на точную дату заложения крепости Пензы, он отнес ее строительство на теплый сезон 1663 г. По его мнению, эта дата логически выводится из материалов "Строельной книги". При анализе этого официального документа, вполне резонно полагалось им, что воевода Лачинов приступил к обустройству жилого посада и слобод служилых людей (1655 г.) тогда, когда военный форпост - крепость была уже построена и под ее защитой появилась возможность приступить к традиционной городской организации. Хвощевым полагалось, что крепость Пенза была построена всего лишь несколькими годами ранее 1655 г. Учитывая традиционную практику русского крепостного строительства, сведения о сроках возведения аналогичных оборонительных объектов, почерпнутые из строельных книг иных городов, он указал на 1663 г., как дату постройки московской государевой крепости Пензы.

Работа профессора А.Л. Хвощева заложила основы пензенского краеведения и до сей поры определяет вектор его развития. Им же высказано обоснованное предположение о дате заложения пензенской крепости и приведены определенные доказательства этих предположений, основанные на архивных документах, их критической оценке и логике исторических событий. Но им же указано на зыбкость этих косвенных доказательств и необходимость дальнейшего поиска прямых указаний в архивной деловой переписки старого времени. Многолетние поиски в архивах, к нашему времени, позволили выявить еще ряд документов, относящимся к ранней истории города Пензы.

На сегодняшний день, первым документом, связанным с основанием Пензы, является запись о выдачи оружия в распоряжение некого Юрия Катранского от 3 мая 1663 года:

"171-го майа в 3 день. По памяти ис приказу Большого Дворца за приписью дьяка Дениса Савлукова и по мете на той же памяти дьяка Богдана Орефьева велено дать в посылку, что послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, послать сто шпаг...".

А в июле 1663 года царь Алексей Михайлович указал:

"Киндяки послать на Пензу к Юрью Катранскому на знамена". [ Киндяк, согласно Далю, в одном из значений - особый род красной материи]

В 1664 году приказ Большого Дворца, ведавший большею частью государственных денежных смет, направил пензенскому воеводе Е.П. Лачинову грамоту об установлениии жалования причту Спасского собора в Пензе. В этой грамоте город назывался новым:

"Били челом великому государю с Пензы соборной церкви Всемилостивого Спаса попы Алексей да Лукьян - в нынешнем де 172-м году октября с 18 числа по нашему великого государя указу служат они в новом городе Пензе , в соборной церкви Всемилостивого Спаса".

И если прямого указания на точную дату строительства крепости Пензы в архивных источниках до сего дня не найдено, то полагается, что это является лишь делом времени. Полагается, что имеющийся в распоряжении историков материал позволяет уверенно утверждать, что 1663 год является вполне обоснованной датой основания укрепленного поселения на территории современной Пензы и ошибка в датировке, если она есть, является крайне незначительной. Так уж принято, что иногда уверенность предположения в узкой корпоративной среде может обретать безапелляционную форму в массовом сознании. Так за официальную дату заложения Москвы в массовом сознании и казенном употреблении принимают год 1147-й. Так за официальную дату заложения Пензы в массовом сознании и казенном употреблении, опережая строгую историческую датировку, принимается год 1663-й. В прочем, великой беды в том нет, ибо в обыденной жизни, легенда и традиция играют, подчас, большую роль, нежели историческая конкретика. Не включаясь в полемику по данному вопросу, в качестве информационного блока о постройке крепости и города Пензы, мы приняли решение опубликовать одну из глав (III) из вышеупомянутой книги профессора А.Л. Хвощева и предлагаем всем любителям краеведения самим заняться сравнительным анализом источников по этой, довольно интригующей теме.

Ниже приводятся главы из книги "Очерки по истории пензенского края", отображающие картины ранней истории крепости и города. Параллельно с основным текстом приводятся все авторские примечания и ссылки.

Обращаем Ваше внимание, что это первый случай переиздания вышеупомянутого труда А.Л. Хвощева за все предшествующие годы, коим число 86.

Хвощев. Очерки истории Пензенского края.

Хвощев. Очерки истории Пензенского края.

Не смотря на недостаток фактического материала и некоторых издержек в датировке, со строительством московского военной крепости и, позднее, в круг нее города, все здесь в достаточной мере предсказуемо и конкретно. История же, предшествующая крепостному строительству, и до сей поры крайне туманна, запутана и спорна. Ни труд Хвощева, ни более поздние работы историков не дают сколь ни будь приемлемых объяснений ряду немаловажных фактов из истории освоения пензенского края.

Пенза и ее ближайшие пригороды в середине XIX в.Фрагмент карты Генерального межевания А.И. Менде.

Пенза и ее ближайшие пригороды в середине XIX века. Фрагмент карты Генерального межевания А.И. Менде.

Для привязки к современному состоянию города особо указаны все старые храмы:

А - Спасский кафедральный собор, Б - Никольская церковь, В - Казанская церковь, Г - Преображенская церковь, Е - Покровская церковь, Ж - Введенская церковь, З - церковь Сошествия Святого Духа, И - Петро-павловская церковь, I - храм Старый Спаситель, Н - Спасо-Преображенский мужской монастырь, ‡ - храм Черкасской слободы Новый Спаситель .

Важнейшим средь "белых пятен" предкрепостной истории Пензы является, так называемый "Черкасский острог", упоминаемый во всех краеведческих источниках, как укрепленное поселение казаков или "старых черкас".

Черкасский острог (хрестоматийная версия).

В классической схеме пензенского градоведения ему уделяется важнейшее место, как авангардному опорному пункту, основанному казаками (старыми черкасами) Юрия Катранского незадолго до прибытия военно-строительной экспедиции Осипа Ивановича Зумеровского. Предназначением казачьего отряда, наскоро выстроившего для своей обороны небольшой острожек, буд то бы было исполнение следующих функций: разведка местности, охрана речных бродов, дозорная служба, выжег засурской степи и другие превентивные меры по закреплению территории под будущее строительство крепости Пензы. Традиционно полагается, что эти "старые" казаки находились на службе или под покровительством московского государя, прибыли в край по его указу и действовали в контексте предстоящего строительства крепости. Согласно общепринятому мнению, острог этот некогда размещался в районе современной Старо-Черкасской улицы, которая переняла его прозвание после поглощения этой территории городом.

Однако все эти хрестоматийные утверждения могут быть подвергнуты серьезной критики, в ходе которой их соответствие общему ходу краевой истории выглядят крайне сомнительным.

Черкасский острог (критические замечания).

1). Во первых, мы не имеем сколь ни будь верных сведений о названии этого военизированного поселения, а так же не знаем его фортификационного статуса. Название "Черкасский острог" предопределено традицией, заложенной еще Хвощевым и нам доподлинно не известно, было ли это поселение действительно острогом (то есть деревянной крепостью), бивачным военным лагерем, казачей станицей полу-партизанского типа, городком или иной формой дислокации. Традиция рождена на сведениях из "Строельной книги", всего лишь упоминающей черкасских казаков Ю. Катранского (так называемых "старых черкас"). Однако самоназвания, статуса и местоположения черкасского поселения в "Строельной книге" или ином официальном документе нет.

2). Нет уверенности и в том, что поселение "Старых черкас" было заложено в районе современной Старо-Черкасской улицы, то есть на левом равнинном берегу Суры или Пензы. Как следует из описаний, планов и географических карт XVIII-XIX столетий, Черкасская слобода была обустроена меж двух небольших речушек Ерика и Тумолги, близ места их впадения в Суру (в северной части современного города, см. вышеприведенную карту генерального межевания А.И. Менде). Она была размежована воеводой Е. Лачиновым уже в процессе организации гарнизонной службы, то есть несколькими годами позже после возведения нагорной крепости Пензы. Глядя на карту, однозначно можно утверждать лишь то, что по

Что говорит энциклопедия?

ЛАЧИНОВ Елисей Протасьевич (ок. 1612-25.9.1670). Происходит из старинного дворянского рода, предок которого, князь Лачин-бек, перешел на русскую службу при Иване Грозном. По другой версии, предком рода был Григорий Григорьевич Лачинов, выехавший из Польши к великому князю Василию Васильевичу. Протасию Тимофеевичу Лачинову «за московское осадное сидение» в 1618 пожалованы в вотчину земли в Подлеском стане Мещерского уезда, неподалеку от г. Шацка. Позже Лачиновы владели землей в Воронежской, Московской, Пензенской, Рязанской и Саратовской губерниях. Елисей Протасьевич Л. служил на Тульской засечной черте (1625-1638), в Муроме (1649); участник Рус.-польск. Войны, в одном из боев был ранен (1654). Воевода г. Валуйки (1656-1658), товарищ (заместитель) воеводы Астрахани (1659-61), воевода г. Дорогобужа (1661-1663). Прибыл в Пензу на должность воеводы между сент. 1663 и февр. 1664 по окончании стр-ва крепости и приступил к организации местных служилых людей по боевым подразделениям, их поселению в уезде и наделению земельными окладами. При нем составлена (ок. 1666) «Строельная книга г. Пензы». Во время вторичного воеводства в Пензе (1670) убит казаками из отряда М. Харитонова, соратника С.Т. Разина. Сыграл видную роль в организации обороны Пенз. Края от набегов кочевников и его заселении

Лит.: Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. Саратов, 1989. Г.В. Ерёмин, М.С. Полубояров. [ 5 ]

Старо-Черкасской улице проходил один из отрезков дороги, связывающей нагорную крепость Пензу (она находилась на месте совр. Советской площади) и Черкасскую слободу. Каких либо документальных сведений или археологических данных, прямо указующих на то, что казаки Ю. Катранского возвели здесь укрепленный форт или лагерь - нет. Уточняющий элемент "Старо-" в названии Старо-Черкасской улицы, который служит решающим аргументом в пользу местопребывания здесь "Черкасского острога", мог возникнуть по иным причинам... Вероятно, эта местность получила прозвание "Старых Черкас" по тем обстоятельствам, что здесь располагались их конные и скотные выпасы, запашки и сенокосы, столь необходимые для длительного существования любого автономного поселения той поры, будь то: крепость, острог, село, слобода и пр. Но смеем ли мы утверждать, что хозяйственные территории обязательно должны избираться непосредственно за воротами укрепленного поселения или под его стенами? Как будет показано ниже, так называемый "Черкасский острог", мог находиться (добавим и должен находиться) в шаговой доступности от этих хозяйственных территорий, но в более надежном и соответствующим затяжной обороне месте. Сомнения предопределены тем, что в XVI и XVII вв. запорожские, понизовые и порубежные казаки имели спасительное обыкновение обживать труднодоступные островки суши в обширных речных плавнях и заводях, недоступных для кавалерии степняков. В таких специфических ландшафтных условиях даже небольшой отряд казаков мог оказать активное сопротивление превосходящим силам противника, а при необходимости покинуть позиции на челнах или бурдюках. Хорошо известен и казачий обычай затаиваться под водой на несколько часов, дыша через пустотелую камышину. Сдержать же стремительный налет многотысячной конной орды на равнине левого берега, пусть да же под прикрытием острожных стен, какие то полторы-две сотни казаков не могли физически в силу преимущественного своего вооружения холодным оружием и отсутствия у них тяжелой артиллерии. И, к тому же, в этой ситуации, они не имели путей отступления. На мой взгляд, единственным местом, удовлетворяющим поселенческим традициям казачества в пору освоения Дикого Поля, было место слияния рек Пензы и Суры (имеется в виду состояние речной системы на период "до 1945 г."; в современных условиях это место слияния рек Суры и Старой Суры в районе железнодорожного моста Куйбышевской железной дороги; подробнее см. раздел Река Пенза). То есть поселение с условным названием "Черкасский острог" должно находиться

Что говорит энциклопедия?

КОТРАНСКИЙ (Катранский, Котрацкий) Юрий Ермолаевич (? – 1.3.1672, Доброе Городище, ныне Липецкой области), воевода, шляхтич Виленского воеводства, на рус. службе после 1655. До 1660 воевода в Балахне (ныне Нижегородская обл.). В указе царя Алексея Михайловича от 3.5.1663 говорится: «… послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, … сто шпаг». Его роль в стр-ве Пензы была, по-видимому, организационной и охранительной от возможных нападений кочевников со стороны Дикого поля. Судя по сохранившимся источникам, К. обладал твердым характером, острым умом и не особенно считался с указаниями старших начальников, если их действия не отличались конкретностью и достаточной продуманность. Человек состоятельный и образованный, он имел личный архив и библиотеку с книгами на рус. и лат. языках. Принял православную веру. С 31 окт. 1666 до марта 1672 воевода в Добром Городище (ныне г. Доброе). Похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве.

Лит.: Мясников (2) Мясников Г.В. [ 5 ]

на правом берегу реки Пензы или Суры (в зависимости от того, какая река на тот момент протекала под пензенским холмом; подробнее см. раздел Река Пенза). Сейчас эти места изрыты лабиринтом стариц, проток, омутов и заводей. Надо полагать, что три века назад обводнение этих мест было более значительным. Обширные камышовые плавни с топями и водными лабиринтами могли надежно укрыть здесь боевой отряд казаков и их опорный пункт. В случае необходимости, казаки могли обеспечить себе пропитание рыбными ресурсами Калашного затопа (ныне Калачный затоп). А в условиях осады это жизненно важно. Речной брод на месте современного железнодорожного моста Куйбышевской железной дороги (или близ этого места) обеспечивал надежную и скорую связь между казачьей крепостью в сурских плавнях и хозяйственными территориями на левом берегу реки. Такая организация жизни и использование естественных особенностей ландшафта обеспечивали казакам более надежное существование в условиях постоянной и превосходящей по силе военной опасности, исходящей из Дикого Поля. В наши дни, в своем восприятии казачества, общество находится под влиянием стереотипов, навеянных сценическим фольклором и ряженными "атаманами" в бутафорских "георгиях". Эти штампы затушевывают истинные образы казаков XVI - XVII столетий и картины их повседневной жизни, быта, военных традиций, уклада, мировоззрения... Пришла пора вспомнить, что неотъемлемым спутником казака в те отдаленные времена были не только конь, пика и сабля, но и многовесельный быстроходный челн "чайка". Освоив речную "нишу" в Диком Поле - краю открытом и равнинном, казачество обрело фактор неуязвимости от количественно превосходящих и мобильных степняков. И так - следы древнего казачьего поселения (по сложившейся традиции будем продолжать называть его "Черкасский острог") следует искать в обширных плавнях сурско-пензенского междуречья.
3). Я предполагаю, что поселение черкасских казаков могло быть основано на обширных свободных землях по их личной инициативе без ведома и указания Москвы. На это в опосредованной форме указывает "Строельная книга" - официальный документ, закрепляющий земельные наделы всех категорий служилых людей крепостного гарнизона и казаков, поверстанных на московскую службу. В свое время А.Л. Хвощев не обратил внимания на структурные особенности этой книги. Однако при ее критическом анализе, обнаруживается тот факт, что в официальных записях полностью отсутствуют упоминания каких либо жалованных грамот и привилегий, полученных казаками в прежние годы московской службы. А тут уместно вспомнить практику московского приказного дела - упоминание, перечисление, а

Что говорит энциклопедия?

ЗУМЕРОВСКИЙ Осип Иванович (Иозеф фон-Зоммер), подполковник, обрусевший немец, принявший православие. На строительство крепости Пенза прибыл летом 1663, видимо, в кач-ве помощника ком. полка Ю.Е. Катранского, с которым был знаком и дружен еще с 1650-х гг. Участвовал в стр-ве города-крепости Пенза. В июле 1667 назначен пожизненным воеводой тульского г. Епифани. С сент. 1680 сведения о нем прекращаются.

Лит.: Мясников (2) Г.В. Ерёмин [ 5 ]

подчас и краткий пересказ всех официальных документов, имеющих отношение к какому либо делу, было обязательным условием бюрократической системы Московского государства. Так же, в тексте "Строельной книги" полностью отсутствует упоминания о каких либо конфликтных ситуациях, неминуемо возникающих в процессе массового земельного перераспределения и при пересмотре земельных наделов и зачетов прежней служебной выслуги. В тексте "Строельной книги" нет регистрации материалов такого рода: челобитных, обидах, слухах, мерах решения проблемы или пресечения недовольства. Таким образом, структура "Строельной книги" указывает на то, что "старые черкасы" получали земельные наделы впервые и были довольны своим новым статусом (из безокладных коммунаров, да в служилые землевладельцы!). Следовательно, до прихода отряда О. Зумеровского на московской службе они не состояли. На первый взгляд эта информация выглядит малосущественной. Но следует понимать, что на ее основе распадается утверждение о том, что "старые черкасы" были авангардным отрядом, присланным для закрепления плацдарма будущей крепости незадолго до прихода основных сил. А это делает правомерным предположение о том, что они осваивали этот край исключительно по собственной инициативе, закрепившись в стратегически выгодной точке близ перекрестка Ногайской и Самарской дорог. Отсюда же вытекает вопрос о времени освоения края казачьей вольницей и дате заложения, так называемого, "Черкасского острога" - предшественника крепости и города Пензы. В этом случае дата заложения, теоретически, может уходить в глубь истории на десятки и даже сотню лет и ее установление может привести к принципиальному пересмотру возраста современного города Пензы в сторону его увеличения. В литературе нашего времени, как то само собой, эти "старые черкасы" и казаки московской службы "новые черкасы" Микиты Буд-Зюзина объединяются в единую этно-социальную группу "казаки вообще" или же "украинцы". Они не разделяются на два, принципиально разные, сообщества: вольных и реестровых. Осознание вышеизложенных позиций изменяет и причинно-следственное

Что говорит энциклопедия?

БУД-ЗЮЗИН Никита, воевода отряда черкас (украинцев), пришедших в 1663 с Ю.Е. Котранским строить крепость Пензу. Предположительно, приставка «Буд» к его фамилии произошла от укр. слова «будивник» (строитель); возможно, Н. Буд-Зюзин осуществлял непосредственное рук-во строительством крепости. По окончании строительства «к старым же черкасам (Ю. Катранского) приписаны в конные казаки Микитиных Буд-Зюзина черкасы», как об этом сказано в «Строельной книге города Пензы».

Лит.: Мясников (2) Г.В. Ерёмин [ 5 ]

восприятие ранней истории города: ведь, в этом случае, поселение на реке Пензе будет основано не административным решением московского государя (на его долю выпадает лишь приоритет в строительства крепости на уже закрепленном и освоенном месте), а исключительно народная инициатива.

Вот и Филипп Филиппович Вигель в своих мемуарных "Записках" констатирует:

"Во дни порабощения России, ее бессилия и неустройств, на южных пределах ее, без ее участия и ведома, сама собою встала живая стена, составленная из ратников, которые удальством своим долго изумляли окрестные края. То, что мудрость человеческая сделала для охранения Рима и не спасла его, провидению угодно было сотворить для нас. От обоих берегов Днепра, от порогов его и вдоль по тихому Дону, перстом Всевышнего проведена была блестящая черта; она должна была, как межа, означить будущие владения возвеличенной им России. Когда же они достигли этой грани, то черта сама собою, естественным образом, стала передвигаться и тянуться на нескончаемое пространство. Мы находим ее на берегах Кубани и Терека, Урала и Иртыша, и, наконец, ее видели на Амуре, до втока его в Тихое море. Запас самим небом для нас приготовленный, за который мы не можем достаточно возблагодарить его, — казачье войско сберегло нам половину Украины, помогло взять обратно другую и теперь в отдаленнейших местах стоит везде на страже, как передовые ведеты сил русских. Его заслуги неисчислимы" .

"Белые пятна" пензенского краеведения и раньше побуждали некоторых оппонентов относить заложение укрепленного поселения у стечения рек Пензы и Суры к более ранним периодам истории. Еще в прошлом веке ряд пензенских краеведов озвучили на этот счет несколько версий.

Первая из них предполагала, что укрепленное поселение в этих местах могло возникнуть во время Казанских походов Ивана IV (Грозного).

Вторая утверждала, что поселение основано в 1596 г. переведенными сюда на службу татарами, которые позднее были заменены черкасам.

Третья версия относила возникновение этого поселения к 1651-1652 гг. и связывала его появление с переселенческой политикой московского правительства в период народного движения на Украине, возглавленного Богданом Хмельницким.

Каких либо веских аргументов для обоснования этих идей обнародовано не было и они подверглась жесткой, но обоснованной критике. Ключевым критическим доводом служил тот факт, что об этом предполагаемом укрепленном поселении не сохранилось даже отрывочных сведений в московских и казанских приказных архивах. И действительно - нет ровно ни каких сведений о назначении воевод, денежном довольствии, выделении средств, приказной подчиненности, должностных инструкций и прочих прямых и косвенных сведений, которые естественным образом отражаются в официальных и хозяйственных документах, деловой и личной переписке. Да и создание одинокой сторожевой московской крепости, оторванной на сотни верст от основных сил, объективно не имело тактического смысла. Ныне эти идеи относятся к разряду популистского или невероятного толка, серьезно не декларируется и не обсуждается.

Но подумалось вот о чем. Если укрепленный городок на месте современной Пензы создан в XVI-XVII веках царской волей, то его прямые и косвенные следы в документальном фонде той поры, действительно, должны были быть давно выявлены. Однако, этого не случилось и наличие московского военного форпоста в этих краях, видимо, следует отнести к разряду исторического вымысла. А если допустить мысль о том, что городок заложен вольными казаками, не признающими на тот момент самодержавной власти государя всея Руси? В этом случае отсутствие его следов в московских приказных архивах является естественным фактом. Вольные казаки и прежде создавали опорные точки (курени) на обширном пространстве Дикого Поля вне юрисдикции московских, польских, казанских, астраханских и нагойских властей. И заложение еще одного казачьего городка в междуречье Суры и Пензы, близ перекрестка важных степных торговых дорог, выглядит делом вполне естественным. На торговой дороге источников существования и соблазнов много: здесь можно и пленных отбить и караван ограбить и отправиться в "за зипунами" к Волге, Азову, Крыму, Северному Кавказу или Каспию.

Но это все же умозаключения. Но есть ли возможность подкрепить их какими либо документами? Если московские архивы молчат, то быть может можно изыскать сведения в каких либо других источниках? Как не покажется странным, но у меня созрела мысль для разрешения этого вопроса обратиться к Замкнутая подкова для ковки рыцарских боевых коней. XIV в. Артефакт потерь генуэзских наемников на Куликовом поле в 1380 г.

Замкнутая подкова. Исполнена в столь нетрадиционном виде для увеличения площади опоры и, следовательно, снижения удельного веса. Для всадника и коня в тяжелой стальной амуниции это техническое нововведение было весьма актуально. Артефакт скромно свидетельствует о посещении русской земли итальянцами. Собранные со всей Европы и оплаченные генуэзскими банками эти "джентельмены удачи" отправились на помощ мятежному темнику Мамаю. В 1380 г. незваный визит к Великому князю Московскому Дмитрию и его сюзерену Тохтамышу, закончился для наемников полной катастрофой.

итальянским источникам информации XVI-XVII вв. Почему же итальянским, а не арабским или татарским? Где Италия и где Пенза? Попробую объяснить кратко.

ОБЪЯСНЕНИЕ: Итальянские города-республики: Венеция, Пиза, Флоренция и Генуя, начиная с 13 века стали центрами мировой торговли, контролируя товарные потоки между Европой и Азией. Уже а 13 веке итальянские купцы добираются сухопутным путем до Китая (вспомним Марка Поло). Извлечение колоссальных прибылей от торговли с ближним и средним востоком, а так же Китаем, стимулировало итальянское купечество к поиску оптимальных торговых путей в эти регионы и к наведению прямых связей с правителями на путях движения вожделенного товарного потока. В XIV веке итальянское купечество обживает черноморский бассейн и в 1380 г. город Генуя добивается от местного сепаратиста Мамая разрешения на постройку своих опорных крепостей в Крыму, предоставив ему в качестве арендной платы полк тяжеловооруженных рыцарей-наемников (в Италии их называли кондотьерами от слова condotta - "наемная плата"). Генуэзские крепости были возведены в Судаке, Алуште, Кафе, Балаклаве (кстати, непобедимые генуэзские наемники в том же 1380-м году понесли большие потери в битве на Куликовом поле и бежали от московского князя Дмитрия в Крым под защиту своих крепостей). Позднее большая колония итальянцев обосновалась в Азове. А уже в XV веке в Москве утвердилась большая влиятельная колония "фряжских гостей", то есть итальянских купцов. Итальянцы имели большое влияние при дворе московского князя и им даже было доверено строительство московского кремля, некоторых соборов, и чекан великокняжеской монеты! (подробнее см. Аристотель Фиорованти) [ 6 ].

В условиях жесткой торговой экспансии, сбор информации географического и политического характера являлся приоритетной задачей для итальянских купеческих гильдий и банков. Дергемы арабского калифата VIII-IX в. н.э., найденные в русле реки Суры.

Куффические дергемы VIII-XI вв. ставшие в средние века основой фонда денежного обращения Руси, Восточной и Западной Европы, Скандинавии. В домонгольской Руси, разрезанные на части дергемы были первыми собственно русскими деньгами: веверицами, белками, мортками, резанами. От массы этой монеты произошла русская дометрическая мера веса - золотник. От них же произошли русские серебрянники, западноевропейские денарии, восточные динары. Дергемы являлись формой товарного серебра и на востоке практически не обращались. Однако на Руси известны их кладовые сокрытия в несколько пудов веса. Дергем на Руси назывался куной, а отборный по весу и качеству серебра - наготой.

Русские куны: А - дергем из Северной Африки 740 г. с разметкой под излом при мелких платежах ; Б - дергем Гарун-Ар-Рашида 790-х гг. Найдены в реке Суре. С середины XIII в. контроль серебряного транзита через Русь был одной из приорететных задач итальянского купечества.

Информация такого рода открывала новые торговые перспективы, приумножала прибыль и позволяла обойти конкурентов. Поставщики такого рода информации могли рассчитывать на гарантированное и щедрое вознаграждение и в них не было недостатка. Обновляемая информация постоянно проистекала в распоряжение итальянских городов, корпораций и частных лиц. На основе полученных сведений составлялись подробные и достаточно точные географические карты, представляющие по тем временам великую ценность и потому сберегаемые в тайне от чужого глаза (кстати тут уместно вспомнить и итальянца Кристофора Колумба, принявшего решение о поиске западного пути в Индию на основе изучения доступных ему географических карт).

Один из участков сухопутного торгового пути из Европы на восток шел из Крыма к Каспию по обширным степям, так называемого, Дикого Поля. То есть он проходил близ тех мест, которые представляют интерес для данного эссе. В этой связи вполне естественно предположить, что на итальянских картах можно разыскать, как минимум, верховья рек Суры, Хопра и Медведицы, то есть места, близкие современному городу Пензе. Геополитическая разведка торговых италийских городов работала безукоризненно и именно ее стараниям мы обязаны заложению основ современной картографии. Сбор информации итальянцами велся по нескольким линиям: 1). Во первых - обобщались рапорты всех без исключения итальянских купцов, капитанов и офицеров о путях продвижения торговых и военных экспедиций. 2). Во вторых - особо ценную информацию поставляли миссионеры католической церкви, направляемые различными духовными орденами в ставки и столицы восточных правителей, прежде всего в Сарай - столицу Золотой Орды, располагавшуюся в низовьях р. Волги. 3). В третьих - сбор и покупка информации у иностранных купцов. В данном случае итальянскими географами могли быть обобщены сведения армянских, арабских, персидских и дербентских купцов, ведущих торговлю с Крымом, Львовом, Киевом, Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Булгаром и Астраханью. 4). В четвертых - допрос русских, татар, казаков, буртасов, мордвинов из числа многочисленных невольников, плененных в результате разбойных набегов и этапированных работорговцами на невольничьи рынки генуэзского Крыма. 5). В пятых - расспрос казаков, занимающихся морским каперством в Средиземном море у берегов Северной Африки и Малой Азии.

Мальта, Ла-Валлетта. Барельеф СОЮЗНИКИ МАЛЬТЫ с изображением казака и московита, XVI век.

Мальта, Валлетта, усыпальница мальтийских рыцарей в кафедральном соборе Св. Иоана. Барельеф "Союзники Мальты" с изображением казака и московита. Казак выделяется колоритным чубом и восточным кафтаном.

Так как информация по русским каперам XVI-XVII вв. практически полностью стерта из массового сознания и отсутствует в современной российской историографии, то, видимо, следует сделать некоторое отступление от темы и кратко прояснить ее.

НЕКОТОРОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ:

Рыцари Мальтийского ордена и венецианцы считали своим религиозным долгом пленять османские галеры и вызволять из рабства христиан; некоторых из них им удавалось выкупать или выменивать на невольничьих рынках. Освобожденные невольники активно пополняли команды военных кораблей своих освободителей. Иногда в открытом море на османских галерах вспыхивали бунты невольничьей команды. Если удача сопутствовала восставшим и не все они были изрублены в неравным бою со стражей, то корабль переходил под контроль восставших. Захватив османский корабль и избрав атамана, команда начинала охоту за нехристианскими купеческими кораблями у берегов Египта, Туниса, Марокко, Турции. Значительную часть гребцов-невольников на османских галерах составляли московиты и казаки. После удачного восстания они же начинали доминировать в контингенте каперских команд. Цель грабежа - деньги для возвращения на далекую Родину. Для пополнения запасов провизии и воды, каперы заходили на Мальту, где уже в XVI веке из бывших подневольных гребцов стала складываться небольшая, но активная казачья община. Помощь русских морских партизан высоко ценилась в христианском мире. До сих пор в кафедральном соборе Ла-Валлетты на Мальте можно видеть барельеф XVI века "Союзники" с изображением московита и казака под гербом Мальтийских рыцарей.

Скопив денег на обратную дорогу, некоторым бывшим военнопленным удавалось вернуться через Венецию к себе домой (пожалуй самым известным репатриантом такого рода, является, предводитель крестьянского восстания 1606-1607 гг. - Иван Болотников).

______________________________________________

Таким образом итальянские географы имели несколько устойчивых зон контакта с русскими, казаками, и людьми иных наций, угнанных в неволю из дикопольного порубежья. По крайней мере, некоторые из них хорошо знали места, прилежащие к Суре, Хопру и Медведице и могли обладать сведениями, необходимыми для картографирования или описания этого региона. Сведения, полученные в процессе этих контактов, несомненно, зафиксированы на старинных итальянских картах, и могут быть изысканы. Определенные попытки к розыску картографической информации с целью углубить или подтвердить дату заложения крепости Пензы, были предприняты еще в 1970-х годах. Но поиски объекта с именем Penza не дали результата. А может быть следует искать не Пензу, а нечто совсем иное?...

Флоренция, палаццо Веккьо. Старинная фотография начала XX в. FIRENZE, portici degli Uffizi costruiti su disegno del Vasari. Foto vecchie all'inizio del XX secolo

Флоренция: галлерея Уфицы и башня над ратушей Палаццо Веккьо. Старинная фото-хромо-литографияя, исполненная в начале XX в.

И ТАК, ИТАЛИЯ: Осмотр картографических собрания в Ватикане не дал желаемого результата из за особенностей подбора материалов, предопределенных спецификой этого города-государства, но кое что удалось разыскать в купеческой Флоренции. Городская ратуша Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio). Сейчас здесь размещается Флорентийский музей, рядом знаменитый фонтан Нептуна, галерея Уфицы, у входа Давид Микельанжело (копия). После тщательного досмотра и сканирования можно попасть внутрь и, если не запутаться в многочисленных средневековых залах, галереях и переходах то можно добраться до, так называемого, зала Большого Глобуса.

Зал создан флорентийцами в 1574-1575 гг., как самый полный для той поры географический атлас мира. Все стены покрыты массивными, побуревшими от времени, деревянными досками, по которым исполнена роспись. Но не ликов святых, ни затейливых узоров на них не найти. На каждой доске географическая карта какой либо страны. Британия, Скандинавия, Испания, Персия, Северная и Южная Америка, Индия...и Московия! Все пояснительные надписи на латыни. Обозначен торговый путь из Европы в Азию, захватывающий верховья р. Дон. Речная сеть довольно точна и разыскать на этой карте р. Суру не составляет труда. Вот она обозначенная латиницей: Sura ti. Вокруг латинизированные названия рек и населенных пунктов. Для позиционирования и оценки качества картографической информации пройдем по периферии избранного участка карты. Многие названия доступны прочтению и с нашими знаниями вульгарной латыни: Oca ti. - это река Ока и начертания ее мало отличаются от современных карт; отчетливо прописана Волга и как положено, у места слияния ее с Окой находим Nitni Nougorod (Нижний Новгород); на своем месте Kazam (Казань) и обширный регион вокруг нее обозначен Kazam Regno (Казанское царство или княжество); ниже по течению Волги находим в должном месте Bulgar (Булгар); еще ниже видим региональное обозначение Nogai Tar (Ногайская орда), а к югу от верховий Суры находим обширную территорию, обозначенную как Cozonca Tar (Козачья орда); к западу от Суры река Motca ti. (Мокша) и на ней горд Kadoma (Старый или Новый Кадом); рядом Cattimovgorod (Касимов город); севернее город Murom (Муром) и на северо-запад от него город Horochowitz (Гороховец на Клязьме); западнее от города Касимова местность Mettzora (Мещера). Все объекты, с учетом транслитерации, поименованы предельно точно и их местоположение не вызывает сколь нибудь праведных нареканий.

Фрагмент старинной флорентийская карты второй половины XVI в. и ее увеличенный участок с изображением р. Суры. Для ориентирования в пространстве и привязки к современным географическим картам указаны города и реки, обрамляющие регион р. Суры.

1 - река Ока, 2 - Нижний Новгород, 3 - река Волга, 4 - Казань, 5 - Булгар, 6 - Кадом, 7 - река Мокша, 8 - Касимов, 9 - Гороховец, 10 - Васильсурск, 11 - река Сура, 12 - Сурико.

Сура и город Сурико. Увеличенный фрагмент старинной итальянской карты XVI в.

Переходим к Суре. На карте она, как то соответствует действительности, впадает в Волгу. У дельты Суры обозначен город Batiloimgorod - это Васильгород или, как его еще называют - город Васильсурск. Основан он в 1523 году при Василии III Ивановиче, от имени которого и получил свое название. А теперь переходим к объекту наших изысканий - реке Суре. В среднем течении Суры, на ее правом берегу, под именем Surico (Сурико), находим характерное для этой карты обозначение города или же крепости!

В качестве постановки проблемы задаем вопрос: а не является ли этот загадочный укрепленный пункт той самой вольной казачьей крепостью у места слияния рек Суры и Пензы? То есть, не является ли он, так называемым в краеведческой литературе, "Черкасским острогом" - предтечей московской государевой крепости Пензы? Вспомним, что флорентийская карта создана в 1574-1575 гг. на основании сведений, собранных, по меньшей мере, за один век до строительства крепости Пензы. Определенным аргументом в пользу географической привязки Сурико к междуречью Пензы и Суры подкрепляется тем фактом, что одна из больших проток Калашного затопа еще в начале XX-го столетия именовалась речкой Суркой; а именно это место было определено в этой статье выше, как наиболее соответствующее казачьей боевой практике XVI в.

На основании всего вышесказанного постараемся сформулировать новую версию основания города Пензы:

Укрепленное поселение на территории современной Пензы, было основано вольными казаками из Дикого Поля Cozonca Tar без ведома и разрешения московского и какого либо иного правительства, а исключительно по их собственной инициативе. К 1570-м годам поселение уже было хорошо укрепленной крепостью и по своему геополитическому значению близ важных торговых путей, она была удостойна упоминания на географической карте континентального масштаба. Крепость находилась в лабиринте обширных заводей, проток и речных стариц в междуречье рек Суры и Пензы близ места их слияния. По имени протоки Сурка, на берегу которой мог находится этот казачий форпост, он, вероятно, и получила свое название - Сурико. Как и во всех разделах этого сайта, состояние гидронимов соответствует началу XX-го столетия (см. карту; можно воспользоваться схемой, расположенной ниже). При этом следует помнить, что в XVI столетии состояние обширных речных плавней близ места слияния рек Суры и Пензы было иным, нежели в начале XX в. или же в наши дни. Заводь занимала гораздо большую площадь и распространялась до района современного озера Шуист. Сам Шуист и множество мелких безымянных озер, являются остатками бесчисленных речных проток и стариц, некогда покрывавших густой сетью эту местность и способных уберечь казачью крепость Сурико от внезапных набегов кочевников.


Уже в XVII в. после строительства Ломовской оборонительной засечной черты, московское правительство обратило внимание на удаленный во глубь неспокойных территорий потенциально союзный казачий анклав. Правительство решило использовать его выгодное положение и направило туда своего полномочного представителя - Юрия Катранского. Катранский нашел должные аргументы и склонил вольных казаков Сурико либо к союзу с Москвой, либо получил гарантии их непротивления к возведению близ Сурико московской крепости. В 1663 г. (или близко к этой дате) к Сурико прибыли военно-строительные отряды под руководством Осипа Зумеровского и под его началом приступили к возведение стандартного военно-оборонительного сооружения - крепости Пензы. Но площадка под нее была избрана не на месте топкого Сурико, а рядом на склоне высокого одинокого холма. Такое положение крепости в полной мере соответствовало законам тактики и стратегии регулярной армии XVII века. Сурико же, выстроенный по законам казачей партизанской войны, рядом с новой крепостью стремительно терял свое фортификационное значение.

Фрагмент голландской географической карты XVII в. с изображением верховьев р. Суры.

Фрагмент более поздней голландской карты 1641 г. с обозначением того же города в форме Surick.

Однако, традиция настойчиво утверждает, что "Черкасский острог" находился на левом берегу реки. Чем же рождено противоречие между краеведческой традицией и казачьей практикой обустройства своих крепостей? Представляется, что в поздий период своего существования, непосредственно предшествующий строительству нагорной крепости Пензы, казачий острог из сурских плавней был перенесен на левый берег реки в зону, определяемую этой статьей, как пастбищную и запашную. Это предположение подкрепляется еще одной старинной географической картой, датируемой 1641 годом под латинизированным названием "Таврика Херсонесская или Хазария". У ее северного обреза есть
Просмотров: 5103 | Добавил: againg | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz