Четверг, 25.04.2024, 23:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2013 » Октябрь » 19 » Исток Волги (Часть 1)
21:39
 

Исток Волги (Часть 1)


Исток Волги



О том, что у Волги существует исток я узнал только в школе. Нет, до этого я понимал, что у каждой реки есть, и исток, и устье, но не задумывался, что именно этому истоку люди уделяют особое внимание. Меня больше интересовали устья рек – я рассматривал на карте громадную дельту Волги и Нила, Миссисипи и Амазонки и меня захватывала гигантность масштабов. А исток – тьфу! Маленький ручеек, бьющий из-под камешка или водяной червячок на болотной ряске – чего в этом интересного?



Кстати, по жизни я заметил, что противоположности все-таки притягиваются. Насколько я понимаю – это следствие Закона Неубывания Энтропии. Ну Бог так ссудил нам. Север тянется к Югу, а Плюс прижимается к Минусу. Поэтому у полных женщин худые мужья, а мелким мужчинам нравятся большие джипы. И вот детям также нравится все большое. Я, будучи ребенком, не рассматривал маленькие одноэтажные деревянные домики, я их просто не замечал – мне подавай гостиницу «Украина»! Вот это здание! Меня не интересовала маленькая пташка, мне хотелось увидеть орла! Поэтому ручейки, вроде Москвы-реки, меня не волновали, мне подавай Нил, Брахмапутру или Волгу.



И вот я узнаю на уроке Природоведения, что у Волги есть исток и к этому истоку идут люди, потому что хотят его видеть. Меня это удивило и озадачило. «Что интересного в этом убогом месте» – подумал я – «среди болот». В учебнике приводилась маленькая картинка, на которой беседка стояла в луже и это называлось громогласно «Исток великой реки Волги». Смех да и только! Беседка, стоявшая у нас во дворе, где мы играли с однодворцами и то показалась мне крупнее. К тому же она точно также стояла в луже. Нет, определенно, странные люди эти взрослые – подумалось мне. Но скоро я забыл про это, поскольку больше ни про какие истоки рек нам не рассказывали, да и чем старше мы становились, тем о реальном в школе говорили все меньше и меньше, делая упор на совершенно отвлеченные науки – физику, математику, химию, которые для жизни были совершенно неприменимы.



Вообще в школе географию и историю преподавали отвратительно. Я думаю также отвратительно ее преподают и сейчас. По географии нам рассказывали о валовом продукте стран, а историю преподавали в отрыве от географии, хотя эти предметы переплетены между собой. Достаточно вспомнить войну Чили, Боливии и Эквадора за Такну и Арику или постоянный очаг напряженности между Германией и Францией – Альзас и Лотарингию. Да и вообще в те годы весь мир делился на хорошую «красную» сторону и на плохую. Главная задача обучения была – вбить в наши юные головы то, что красные – хорошо, остальные – плохо. А о том, что краеведение, которое очень сродни природоведению, было запрещено и советская власть расстреливала краеведов, я, к своему стыду, узнал только в 1987 году. До этого наивно полагая, что фашисты это те, которые с черными крестами и с молниями, вместо буквы «S».



Прошли годы, я закончил институт, стал работать, много ездил, повидал множество славных рек – Дон, Днепр, Волгу, Неву, Волхов, лицезрел их полноводье и ширину и благоговел от размаха. Чаще всего я встречался именно с Волгой – так уж сложилась моя судьба. И дискотека в Игуменке на Волге, и Таня из Калинина на Волге, и Лена из Горького на слиянии Оки и Волги, и Иринка из Саратова, и Галя из Волгограда. Все, все, что я любил, что было мне дорого, так или иначе было связано с Волгой.



И вот, в конце 1980-х годов я понял, что, в общем-то, видел почти всю Волгу. Но никогда не видел ее истока! И даже не представляю как выглядит Волга в своих верховьях. Выше Калинина (Твери) я был только однажды в 1985 году в городе Старица. Тогда я поклялся добраться до волжского истока, но…



Началась голодовка, потом женитьба, рухнул СССР, пришла долгожданная свобода, разрешили зарабатывать деньги, я трудился, менял роды деятельности… и все никак не мог доехать до Селигера. Мы ездили и туда, и сюда, но исток Волги, был как заколдованный… Он постоянно уворачивался от меня… Я купил одну машину, потом вторую, потом третью и каждый раз говорил себе – «на этой машине я поеду к истоку Волги»… И мы ехали в Рязань, Вологду, Старицу – в общем куда угодно, только не к волжскому истоку.



Годы шли, с каждым днем приблажалась старость, дряхлость, смерть, а я так и не видел где же начинается эта Великая Русская Река. Наверное именно осознание конечности жизненного пути заставило меня в этом году за один день собраться и поехать на Селигер в город Осташков.



И вот я в деревне Волговерховье, позади почти семьдесят километров не самых лучших селигерских дорог (иметь бы еще 22 колеса было бы попроще). О чем я думаю? Что я выполнил свой зарок? О том, что «Волга – великая русская река»? И она начинается именно здесь?



Великая русская река! Об этом заблуждении я думал тоже.



На самом деле Волга стала русской рекой всего чуть больше четырехсот лет назад. После того как царь Иван Грозный разметал и так уже ослабевшую Золотую Орду, к тому времени развалившуюся на Казанское, Астраханское, Сибирское и прочие мелкие княжества. А до 1556 года вся Нижняя и Средняя Волга принадлежала не русским. И если быть правдивым то русским-то можно назвать небольшой кусочек верхнего течения, после того, как они вышли на нее двумя путями – через Ростов и основали Ярославль и через Владимир с основание Нижнего Новгорода. Вот до устья Оки она и была русской, а дальше жило исконное население этих мест – нынешние мари, чуваши, эрзя, мокша и прочие народы.



Сколько же народностей населяет волжские берега? Много. Не считал, да и не желаю считать. Волга как пограничная полоса до сих пор делит среднее Поволжье на нашу и не нашу стороны. Отъехав буквально километров на 30 в сторону Урала, сразу замечаешь, как меняется, и пейзаж, и климат, и люди. Поэтому (пусть меня сочтут непатриотом) у меня не поворачивается язык сказать «Великая Русская река», не могу я отнять ее у мари, булгар, чувашей, зырян и других народов. Пусть она считается нашей Общей Великой Рекой.



А Исток Волги чей? За него спорили три народа – более-менее коренные финны, пришлые литовцы и пришлые славяне. Спорили, судя по всему, круто, место было топовое и каждый хотел урвать кусочек получше и больше, поэтому в топонимике Селигерских окрестностей разобраться очень трудно. Слова из разных языков настолько были перековерканы смешавшимся населением, что в них можно, при желании услышать, корни всех трех языков, особенно, если пригласить на помощь фантазию.



Все та же «Волга» – это может быть и славянская «влага» в смысле жидкости, а может быть славянское «лага» в смысле пути. До сих пор «лагами» называют деревянные тротуары в северных деревнях, а моряки называют «лагом» направление движения. Тут прослеживается и финская «белизна», и литовская «еда», может в смысле «кормилица». Много разных народов проходило этими местами с Крайнего Севера на Юг в Европу и Азию, поэтому можно вспомнить, и латышское «западня», и норвежеское «выбор», и даже «валгалла». А ведь эстонцы (одно из финских племен) до сих пор называют «бассейн» «валга».



(продолжение следует)

Просмотров: 279 | Добавил: againg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz