Четверг, 02.05.2024, 00:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2014 » Февраль » 23 » Пристань и перевоз через Волгу
13:11
 

Пристань и перевоз через Волгу

Чебоксары > История > Записки краеведа

Междуречье - "Кольский полуостров"


Пристань и перевоз через Волгу


Территория Чувашии рекой Волгой разделена на две части. Площадь Заволжья составляет 3 процента от всей территории республики. Здесь нет крупных населенных пунктов, а те, что есть, практически являются пригородами Чебоксар: Сосновка, Кувшинка, Торфяное, Первомайское...


Правый берег Волги, занятый Чебоксарами, в далекие времена был значительно круче и разрушался волжскими волнами, хотя они очень редко доходили до полуметровой высоты. Спуск к пристани и перевозу в двадцатые годы осуществлялся с двух концов: верхний - несколько выше Дома крестьянина, нижний - от улицы Союзной. Эти спуски в тридцатые годы были замощены камнем и заасфальтированы. Но старожилы помнят и конные спуски, когда подводы увязали в грязи, и дорога служила объектом проклятий со стороны ямщиков и крестьян.


Чебоксарская пристань и перевоз были всегда рядом. В дооктябрьское время в городе насчитывалось семь пристаней: Каменcкая, "Кавказ и Меркурий", "Самолет", общество "Русь", Савинcкая, Кашинская, Любимовская. Кроме одной, все они принадлежали владельцам, чьи имена носили. "Самолет" содержался чебоксарскими купцами на правах акционерной собственности. Названные пароходные компании конкурировали между собой и каждая старалась переманить к себе как можно больше грузовладельцев и пассажиров.


После Октября количество пристаней сократилось. Иногда нa плаву стоял один, в лучшем случае, два-три дебаркадера. В послевоенное время дебаркадеры стали "целевыми": одни - для судов, идущих вверх, другие - для тех, кто направлялся вниз по Волгe и Каме.


В 1884 году в инвентаризационном списке городского хозяйства имелась строка - перевоз. Перевозом ведала городская управа, стоил он по тому времени 120 рублей. Дешево это или дорого? Судите сами. Одноэтажные жилые деревянные дома крестьянского типа стоили от 10 до 40 рублей, двухэтажные - 60-100. В цене были добротные кирпичные сооружения. В зависимости от размера и этажности они стоили 300-500 и более рублей. А у купца Ефремова даже склады стоили дороже. Семь чебоксарских пристаней стоили 200 рублей. А стоимость всех строений города, включая шесть водяных мукомольных мельниц, лавки, лабазы базара и ярмарки, бойни и даже два острова на Волге, составляла сумму 108635 рублей! Эта цена столетней давности. Заработки были невысокие. В цене и на счету была каждая полушка (четверть копейки).


После Октябрьской революции недвижимое имущество купцов, зажиточных мещан, церквей и служителей культа прошло несколько этапов муниципализации. В описи материалов и имущества Чебоксарского земства, муниципализированного 22 марта 1918 года, значатся пристань, старая маленькая лодка, паром. Однако это вряд ли имело прямое отношение к перевозу, так как за земством числился деревообделочный завод около деревни Набережная (Капраново).


В отчетном докладе облкоммунотдела сказано, что перевоз в 1921 году работал до 17 ноября. За сезон тогда было перевезено 400 кулей угля, 100 тысяч крошен мха, 560 конских упряжек, 640 коров и лошадей, 3670 пассажиров.


В 1924 году состоялись торги на сдачу перевоза в аренду. В этот год работала баржа с моторной лодкой. Работа шла по расписанию. За сезон, кроме пассажиров и прочего груза, переправили на правый берег 120 тысяч пудов соли.


В 1927 году Чебоксарский горкомхоз для перевоза приобрел новый катер стоимостью 3500 рублей. Катер брал в рейс 26 пассажиров, 15 пудов груза, имел скорость 6 км в час, обладал мощностью 15 л.с. За сезон перевезено 24915 человек, 1498 единиц скота, 2623 пуда груза.


Паромная переправа была продолжительнее современной. Люди и животные переправлялись вместе. За полчаса, а то и больше, пассажиры успевали перезнакомиться, спеть не одну песню, рассказать не один анекдот.


В пятнадцатилетие Чувашской автономии Чебоксары получают из Нижнего Новгорода два пассажирских катера - "15 лет Чувашской АССР" и "ЦИК Чувашии", построенных на Сормовской судоверфи им. Постышева. Каждый катер вмещал в себя до 160 пассажиров. Через пять лет, за год до начала войны, речной флот столицы Чувашии пополнился самоходным паромом "20 лет ЧАССР".


В народе самоходку называли "Двадцаткой". Она продержалась на плаву долго. Курсировала много лет и после войны. А два катера "15 лет ЧАССР" и "ЦИК Чувашии" были мобилизованы на фронт и не вернулись со Сталинградской битвы. По неофициальным данным, Чебоксары в годы Отечественной войны перегнали под Сталинград 500 весельных и моторных лодок, которые так и остались там.


В составе Верхне-Волжского речного пароходства находился пароход "Чебоксары", работавший на твердом топливе.


Эти основные этапы работы речного перевоза предшествовали созданию Чебоксарской волжской флотилии, теперь состоящей из нескольких самоходных барж, судов озерного типа и катеров, курсирующих в наше время по различным маршрутам от Чебоксар на левобережье и до ближайших волжских пристаней. Чебоксарские речники неоднократно занимали классные места в соревновании o волжских речников.


Просмотров: 305 | Добавил: againg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz