Пятница, 19.04.2024, 21:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2014 » Февраль » 14 » Узкоколейные железные дороги Самарской области
13:05
 

Узкоколейные железные дороги Самарской области





Узкоколейная железная дорога Кротовка — Сургут. Начальный пункт — станция Кротовка, расположенная на железнодорожной линии Кинель — Чишмы.


Узкоколейная железная дорога в атласе железных дорог, изданном между 1910 годом и 1917 годом
(источник — книга «Создание Великого сибирского пути»).

Станция Кротовка возникла в 1873 году на Самаро-Уфимской железной дороге (позднее переименованной в Самаро-Златоустовскую железную дорогу). В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Н. Г. Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка — Сургут (Сергиевск).

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1896 году. Ширина колеи составляла 1000 мм. Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение.

Согласно некоторым источникам, конечный пункт узкоколейной железной дороги назывался Сергиевск. Согласно расписаниям движения поездов из «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», конечная станция называлась Сургут. Населённый пункт Сургут находится вблизи населённого пункта Сергиевск.

По информации от П. Пилецкого, станция Сургут — это нынешняя станция Серные Воды II (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи). Спустя некоторое время в нескольких километрах южнее была построена станция Серные Воды (ныне Серные Воды I).

В городе Сергиевске, расположенном вблизи конечного пункта узкоколейной железной дороги, на момент открытия узкоколейной железной дороги действовал курорт «Сергиевские минеральные воды». Поэтому пассажирские перевозки были востребованы, среди пассажиров было немало представителей зажиточных слоёв общества.


Расписание движения поездов с 15 октября 1911 года (из «Официального указателя
железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений»).


Расписание движения поездов с мая 1917 года (из «Официального указателя
железнодорожных и других пассажирских сообщений»).

По информации от Л. Москалёва, автора книги «Наши узкоколейные паровозы», тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги в первые годы её работы был представлен пятью танк-паровозами серии Дб, имевшими осевую формулу 1-3-1. Паровозы были построены заводом Болдуин (Baldwin) в 1896 году. Четыре из пяти паровозов имели нефтяное отопление, один паровоз отапливался дровами.

В 1901 году Коломенский завод (ныне г. Коломна, Московская область) построил для узкоколейной железной дороги Кротовка — Сергиевск 6 паровозов (заводское обозначение — «тип 72», серия Дк). Паровозы имели осевую формулу 0-4-0, отапливались нефтью.


Цитата из материала «КРОТОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ» (http://krotovka.narod.ru/str10.htm):

В 1896 году от станции Кротовка до станции Сургут была построена узкоколейная железная дорога, протяженностью в 86 км. В 1922 году она была перестроена.

В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться «Узловой».

По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут.



Возможная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1922 год. Взамен была построена железнодорожная линия широкой колеи (возможно, она строилась непосредственно по трассе узкоколейной железной дороги). Конечным пунктом стала станция Серные Воды II, расположенная в посёлке Сургут, в 4 километрах севернее прежнего конечного пункта — станции Сергиевск (Серные Воды I). По другим данным, железная дорога в Сургуте появилась во времена существования узкой колеи.

В 1950-х годах началось строительство железнодорожной линии Серные Воды II — Пронино — Агрыз. Железная дорога не была достроена, построенные участки были заброшены, позднее — разобраны.

В 1996 году на участке Кротовка — Серные Воды II было прекращено пассажирское сообщение.

По состоянию на 2006 год, железнодорожная линия действует, здесь есть регулярные грузовые перевозки.




Просмотров: 2307 | Добавил: againg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz