Пятница, 26.04.2024, 12:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Главная » 2014 » Январь » 4 » Отчет о водном
10:41
 

Отчет о водном



Отчет о водном туристском походе первой категории сложности по Тверской области совершенном с 7 октября по 12 октября 1998 года

Руководиель:
Ширяев В. В. (Долгопрудный)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5551

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин


Вид туризма: водный.
Категория сложности: первая.
Район путешествия: Тверская область.
Нитка маршрута: г. Москва - г. Тверь - ст. Спирово - дер. Выдропужск - р. Тверца: дер. Никола-бор - дер. Боровое - дер. Прутня - г. Торжок - дер. Бережок - дер. Медное - дер. Красный бор - дер. Городище - г. Тверь - р. Волга - вокз. Тверь - г. Москва.
Протяженность сплава по р. Тверца: 156 км.
Протяженность сплава по р. Волга: 1 км.
Итого: 157 км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: 12 человек.
Средства сплава:
1 КНБ двухместная (Б - 1),
2 байдарки "Таймень - 3" (Б - 2, Б - 3),
2 байдарки "Таймень - 2" (Б - 4, Б - 5).
Время путешествия - октябрь 1998 года
Уровень воды:
в р. Тверца средний
в р. Волга выше среднего


№ Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности 1 2 3 4 5 1. Ширяев Виталий Владимирович 1978 2 с эл. 3 уч. (р. Теберда - р. Кубань, Сев. Кавказ) руководитель, капитан Б - 1 2. Богатова Софья Александровна 1981 пеш. 3 уч. (Саяны), водн. ПВД, турслет. завхоз, матрос Б - 1 3. Грудинин Сергей Владимирович 1979 ПВД, турслет. техник, матрос Б - 2 4. Аношин Андрей Александрович 1980 пеш. 3 уч. (Саяны) матрос Б - 3 5. Бекетов Андрей Александрович 1979 ПВД Матрос Б - 3 6. Еремяшев Алексей Николаевич 1979 ПВД, турслеты. капитан Б - 2 7. Курыш Дмитрий Александрович 1979 ПВД, турслеты. матрос Б - 5 8. Матовых Фёдор Викторович 1977 ПВД капитан Б - 3 9. Некипелов Алексей Николаевич 1979 ПВД, турслеты. матрос Б - 2 10 Ташоян Арсений Феликсович 1980 ПВД капитан Б - 5 11 Усольцев Александр Сергеевич 1979 ПВД, турслеты. капитан Б - 4 12 Фуртак Андрей Анатольевич 1979 ПВД матрос Б - 4

День похода Дата Участок маршрута Расстояние (км) Способ передвижения 1 2 3 4 5 1. 7. 10 г. Москва - г. Тверь 170 электричка 2. 8. 10 г. Тверь - ст. Спирово 40 электричка ст. Спирово - дер. Выдропужск 10 автобус дер. Выдропужск - дер. Боровое 30 сплав 3. 9. 10 дер. Боровое - дер. Спас 40 сплав 4. 10. 10 дер. Спас - дер. Фенино 24 сплав 5. 11. 10 дер. Фенино - дер. Мельникове 40 сплав 6 12. 10 дер. Мельниково - г. Тверь - р. Волга - городской пляж 23 сплав городской пляж - вокзал Тверь - трамвай вокзал Тверь - г. Москва 170 электричка ИТОГО 6 дней, из них 2 - заброска и выход с маршрута, 5 дней - сплав; 21 ходовой час.

Заброска

7 октября. Выехали из Москвы в Тверь электричкой отправлением в 22-03.

8 октября. Прибыли в Тверь. Электрички через Спирово ходят довольно регулярно, даже ночью, 1-25, но мы решили переночевать на вокзале (бесплатно!) и уехали на 4-24.

От ст. Спирово до остановки автобуса пешком через пешеходный мост над железной дорогой идти минут 3-5. Автобус через дер. Выдропужск со ст. Спирово ходит 3 раза в сутки: рано утром около 6-15, в обед и вечером, и идёт минут двадцать; остановка, если верить водителю, следующая после остановки "аптека". Ключевая фраза: "Там, где два моста через Тверцу" (см. ниже по тексту). В деревню Выдропужск прибыли в 7-00, так как наш автобус опоздал.

Час искали стоянку. Подходящее место - метров через 800 от двух мостов (они находятся рядом, один - большой бетонный автомагистральный, другой - поменьше, вероятно, пешеходный, тоже избетона) на поляне на ЛБ, недалеко смешанный лес, хорошее улово у изгиба реки. На другом берегу от стоянки, метров на 300 выше по течению, видна церковь, также просматривается ЛЭП. С утра холодно, - 6°С, вероятно, из за того, что ночью небо было чистым.

Существуют и другие способы заброски на р. Тверца, в частности, через г. Вышний Волочек и через г. Торжок.

Выход с маршрута

12 октября.После впадения р. Тверца в Волгу, поднялись по последней вверх по течению до городского пляжа, где разобрали байдарки. На трамвае доехали до вокзала, откуда на электричке уехали в Москву.

р. Тверца:

8 октября. С 8-00 собираем байдарки, греемся у костра. После обеда, изрядно провозившись, собирая КНБ, решаем выходить на воду, предварительно ещё раз повторив все жесты, команды и правила поведения на воде.

0-00

Отчалили в 14-20. Река спокойная, никаких камней, завалов и прочих неожиданностей в себе не таит. По берегам встаёт стеной великолепный хвойно-лиственный мир. Множество живописных, окаймлённых зелено-желтой кромкой леса, полян на пологих берегах, словно приглашают остановиться и насладиться их великолепием. Неторопливая вода настраивает на спокойный лад, близко подходящие к ней деревья создают ощущение уюта, и "засыпающее" осеннее солнце дарит последние тёплые деньки красавицам-берёзам в золотистых нарядах, ласково касаясь лучами их трепещущих на лёгком ветерке кудрявых верхушек, согревая увядающую прелесть. Только великаны сосны и ели готовятся бесстрашно встретить зеленью своих одежд грядущую зиму и не сбрасывают в страхе перед ней свои покровы, неловко расправляя свои узловатые ветви. Они, кажется, готовы оградить засыпающую красоту от грозящих холодов и метелей, гордо распластав сильные колючие лапы. А слабые, но еще прелестные берёзки, словно чувствуя это, с покорной грациозностью склоняют свои нежные гибкие ветви к могучим и грубым стволам хвойных гигантов.

Отражаясь в зеркальной глади остывающей воды, голубое небо спокойно наблюдает за нами. Гармония природы умиротворяет, пробуждая в человеке все лучшие светлые романтические начала. И лишь лёгкий плеск тихой воды у вёсел робко напоминает о том, что заворожено замирать в созерцании прекрасного можно лишь ненадолго.

2-00

Проплыли два притока Тверцы, это реки Шегра и Осуга.

2-10

Сразу за резким поворотом налево бетонный мост, который отмечен на карте. Прошли мост по центру. Никаких неприятностей нам он не принёс.

3-35

Перед дер. Боровое - непродолжительное раздвоение русла реки. Завидев впереди какие-то турбулентности, решили остановиться. Руководитель просмотрел правую, более бурную протоку. В середине участка завал из досок, далее пара камней, затем два резких поворота и опять основное русло. Прошли по более сложному малому рукаву. Новички получили удовольствие и с "горящими" глазами спрашивали, будет ли что-либо подобное в дальнейшем, и не является ли это элементами двойки. На счёт последнего их пришлось огорчить, а вот будет ли такое где-нибудь дальше - посмотрим. Наконец-то увидели справа неплохой берег (слева чалиться не хотели, т. к. в случае ясной погоды утром лучше освещается именно правый).

4-05

Чалка на ПБ (18-25). Избалованные предыдущими красотами, мы довольно долго искали подходящее место. Им стала полянка на небольшой возвышенности, окаймлённая могучими древними елями, впрочем, недалеко есть и сосны. Но если не привередничать, то стоянку всегда найти можно. Погода отличная! Ни облачка на небе. Едва успели принести дрова, как совсем стемнело.

22-00 Наелись, напились и спать завалились (предыдущая ночь была без сна из-за дороги; спали кто 1.5 часа, а кто и 20 минут).

8 октября.

Дежурные встали в 7-30, 8-30 — общий подъем, несмотря на то, что легли в десять вечера, - решено было дать всем хорошо выспаться после бессонной ночи. Солнца не видно, "всё небо в серой простокваше", но дождя не наблюдается.

Заклеив протекающие байдарки, к 12— вышли на реку.

Русло реки по-прежнему спокойное, никаких существенных особенностей нет. Изредка встречаются сужения реки с чуть ускоренным течением, не представляющие, однако, никакой опасности даже для новичка.

6-10

Незадолго до дер. Прутня по левому берегу стоит церквушка с могилой Анны Керн. Затем по правому берегу какой-то каменный грот, выглядит красиво, но фотограф это прозевал.

6-30

Подошли к дер. Прутня. Автомобильный мост прошли по центру. Арматуры или чего-либо подобного не заметили.

6-50

Зачалились на левом берегу чтобы перекусить (15-00 – 15-30). Костра не разжигали - воспользовались чаем, приготовленным с утра и залитым в термоса. С берега, как, впрочем, и с воды, виден Торжок.

7-40

Доплыли до Торжка (резкой границы города не различить, поэтому время ориентировочное). Все кроме, естественно, фотографа запечатлелись с воды, выстроившись на
фоне церкви и развернувшись против течения.

8-10

Три моста, все прошли по центру. Никаких остатков стройматериалов или чего-либо подобного не было. Ж/Д мост после Торжка прошли тоже по центру - чуть справа. Мост для
байдарок никакой опасности не представляет.

9-05

Между дер. Брячково и дер. Паника поперёк реки в воде полностью утопленными стоят какие-то бетонные плиты, создавая слабое подобие слива. Шум от воды слышен издалека так, что можно без суеты зачалиться и просмотреть. Возможно это актуально лишь в ту воду, которая сейчас у нас (средний уровень). Посередине русла хорошо виден "язык" по которому мы все и прошли без потерь. За сливом - довольно заметные волны изредка попадали в байдарку, но, в целом, совсем не страшно, а даже приятно.

Реальность и карта до сих пор очень хорошо совпадали, что, безусловно, радует; начинаем искать стоянку за дер. Паника. Ожидания оправдались, и за деревней Спас, где-то через километр, мы решили сделать стоянку на правом берегу. Берег довольно обрывистый, ищем, где удобнее встать.

9-20

Зачались в 18-45. Место просто великолепное: у воды полоса уже пожелтевшей травы выше пояса, дальше - смешанный лес. Почти совсем стемнело. Дежурные и их помощники сразу же пошли за дровами. Можно сказать: успели поставить лагерьзасветло, хотя палатки закончили ставить уже в темноте. Погода так и не улучшилась, небо серое, но зато не холодно. Ночью звёзд тоже не видно. До 00-30 сидели у костра: пели песни, "травили" анекдоты. Единственный представитель прекрасной "половины" (с некоторой точностью 1/12 = 1/2) угрожающе мало ест, и её капитану, вероятно, приходиться "пахать" "за себя и за того парня"... который мог бы сидеть на её месте, но что-то он не жалуется. Странно... Зато она много спит, что радует мужиков - в ее отсутствие они смакуют "солёные" шуточки. Ночью прошёл слабый дождик.

10 октября.В 6-30 встали дежурные, в 8-45 — общий подъем, в 12-10 отчалили.

9-25

Только отплыли, как КНБ вместе со своим экипажем перевернулась на совершенно ровном месте. Ладно... для новичка простительно. К 13-10 экипаж КНБ отжался и переоделся. Все отплыли.

Всюдорогу река спокойная, местность - полное соответствие с картой, так что даже и описывать нечего.

10-15

Перекус 14-00 — 14-20 на берегу: сухой паек и чай из термосов. Днём плыли под дождём, но не всё время.

12-15

Решили сделать "разгрузочный" день и зачалиться пораньше. Причалили в 16-20 на левом берегу незадолго до дер. Фенино. Если бы всегда стоянки были такими... Лучше и придумать трудно: чистый сосновый лес, под ногами сухие сосновые иголки и шишки, приятный лесной хвойный воздух. Просто КЛАСС! Развели хороший "таёжный" костёр, греемся. Вечером для всех приятный сюрприз: варим глинтвейн. Глинтвейн получился на редкость хорошим.

Все поют песни, совершают вечерний моцион и чистят зубы. Сегодняшняя ночь была как-то по особенному тепла. Романтика...

11 октября. В 6-20встали дежурные, в 7-20 - общий подъем, погода облачная, но тёплая, +10°С. 10-40 Вышли на реку.

13-45

Начался довольно сильный дождь (11:30), что делать... Карта все также полностью соответствует местности, нечего и добавить. Ж\Д мост без "сюрпризов". Весь день плывём под дождём. Мерзко и противно, бр - р - р...

18-15

Гребли в полную силу и к 16-40 - доплыли до дер. Мельниково. Остановились сразу за ней на левом берегу. Последние часа 3 берега плохие: сильно заселены, лесополоса далека от реки, что, впрочем, следует и из карты.

Здесь, за Мельниково, хвойная лесополоса довольно сильно исхожена, но встать можно. Дождь идет всё также сильно. Все мокрые, синие и зубы стучат. Разожгли костёр при помощи
небольшого коли­чества керосина; встали под тент, пригрелись (всем, кто не рубил дрова, было выдано грамм по 100 для улучшения субъективного миро­восприятия) - полегчало!

Ночью видно зарево со стороны Твери, до города уже совсем недалеко.

А дождь всё идёт...

12 октября. Общий подъем 7-40. Поели, собираемся. Вышли в 10-35. Далее берега совершенно непригодны для биваков, да и зачем? До города часа 3 пути.

20-35

Доплыли до первого автомоста через Тверцу уже в пределах города Тверь. Этот мост, как и все другие, которые впереди, как оказалось, никаких неожиданностей не несёт.

р. Волга:

20-45

Вышли на реку Волга, повернули вправо.

21-00

Прошли против течения ДО центрального город­ского пляжа (13-20).

Ну, вот и всё, разбираем байдарки и на вокзал. Новички теперь больше не чайники. Ура!!!

  1. Маршрут в целом соответствует первой категории сложности, вполне интересен и по силам даже новичкам (правда, при достаточно опытном руководителе), пригоден для семейного туризма.
  2. На маршруте довольно много исторических достопримечательностей, посещение которых можно включить в культурную программу, например, для групп школьников.
  3. Течение несильное, поэтому данный маршрут рекомендуется проходить на каркасных байдарках.
  4. Все стоянки на "5", лучшего и пожелать трудно. Природа "среднерусская, сердцу близкая" как нельзя кстати способствует приобщению человека к культуре неурбанизированного бытия.
  5. Не поход, а просто отдых и наслаждение!

Товарищи (дамы и господа)!
Занимайтесь туризмом!
Это доступно,
полезно
и красиво !!!



Топографическая карта - атлас "Тверская область", масштаб 1 :200 000, заказ 711-Д © ВТУ ГШ 1992 г.

Использовавшаяся карта довольно хорошо соответствует текущему состоянию местности.

Дополнительные условные обозначения:

- Места начала и завершения активной части маршрута.
- Места ночевок

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам


Просмотров: 414 | Добавил: againg | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
RSS

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 8

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz