Отчет о водном туристском походе первой категории сложности по Тверской области совершенном с 7 октября по 12 октября 1998 года
Руководиель: Ширяев В. В. (Долгопрудный)
Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5551Сканирование и обработка отчета -
Виктор ЕвлюхинВид туризма: водный.
Категория сложности: первая.
Район путешествия: Тверская область.
Нитка маршрута: г. Москва - г. Тверь - ст. Спирово - дер. Выдропужск - р. Тверца: дер. Никола-бор - дер. Боровое - дер. Прутня - г. Торжок - дер. Бережок - дер. Медное - дер. Красный бор - дер. Городище - г. Тверь - р. Волга - вокз. Тверь - г. Москва.
Протяженность сплава по р. Тверца: 156 км.
Протяженность сплава по р. Волга: 1 км.
Итого: 157 км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: 12 человек.
Средства сплава:
1 КНБ двухместная (Б - 1),
2 байдарки "Таймень - 3" (Б - 2, Б - 3),
2 байдарки "Таймень - 2" (Б - 4, Б - 5).
Время путешествия - октябрь 1998 года
Уровень воды:
в р. Тверца средний
в р. Волга выше среднего
№
Фамилия Имя Отчество
Год рождения
Туристский опыт
Обязанности
1
2
3
4
5
1.
Ширяев Виталий Владимирович
1978
2 с эл. 3 уч. (р. Теберда - р. Кубань, Сев. Кавказ)
руководитель, капитан Б - 1
2.
Богатова Софья Александровна
1981
пеш. 3 уч. (Саяны), водн. ПВД, турслет.
завхоз, матрос Б - 1
3.
Грудинин Сергей Владимирович
1979
ПВД, турслет.
техник, матрос Б - 2
4.
Аношин Андрей Александрович
1980
пеш. 3 уч. (Саяны)
матрос Б - 3
5.
Бекетов Андрей Александрович
1979
ПВД
Матрос Б - 3
6.
Еремяшев Алексей Николаевич
1979
ПВД, турслеты.
капитан Б - 2
7.
Курыш Дмитрий Александрович
1979
ПВД, турслеты.
матрос Б - 5
8.
Матовых Фёдор Викторович
1977
ПВД
капитан Б - 3
9.
Некипелов Алексей Николаевич
1979
ПВД, турслеты.
матрос Б - 2
10
Ташоян Арсений Феликсович
1980
ПВД
капитан Б - 5
11
Усольцев Александр Сергеевич
1979
ПВД, турслеты.
капитан Б - 4
12
Фуртак Андрей Анатольевич
1979
ПВД
матрос Б - 4
День похода
Дата
Участок маршрута
Расстояние (км)
Способ передвижения
1
2
3
4
5
1.
7. 10
г. Москва - г. Тверь
170
электричка
2.
8. 10
г. Тверь - ст. Спирово
40
электричка
ст. Спирово - дер. Выдропужск
10
автобус
дер. Выдропужск - дер. Боровое
30
сплав
3.
9. 10
дер. Боровое - дер. Спас
40
сплав
4.
10. 10
дер. Спас - дер. Фенино
24
сплав
5.
11. 10
дер. Фенино - дер. Мельникове
40
сплав
6
12. 10
дер. Мельниково - г. Тверь - р. Волга - городской пляж
23
сплав
городской пляж - вокзал Тверь
-
трамвай
вокзал Тверь - г. Москва
170
электричка
ИТОГО 6 дней, из них 2 - заброска и выход с маршрута, 5 дней - сплав; 21 ходовой час.
Заброска
7 октября. Выехали из Москвы в Тверь электричкой отправлением в 22-03.
8 октября. Прибыли в Тверь. Электрички через Спирово ходят довольно регулярно, даже ночью, 1-25, но мы решили переночевать на вокзале (бесплатно!) и уехали на 4-24.
От ст. Спирово до остановки автобуса пешком через пешеходный мост над железной дорогой идти минут 3-5. Автобус через дер. Выдропужск со ст. Спирово ходит 3 раза в сутки: рано утром около 6-15, в обед и вечером, и идёт минут двадцать; остановка, если верить водителю, следующая после остановки "аптека". Ключевая фраза: "Там, где два моста через Тверцу" (см. ниже по тексту). В деревню Выдропужск прибыли в 7-00, так как наш автобус опоздал.
Час искали стоянку. Подходящее место - метров через 800 от двух мостов (они находятся рядом, один - большой бетонный автомагистральный, другой - поменьше, вероятно, пешеходный, тоже избетона) на поляне на ЛБ, недалеко смешанный лес, хорошее улово у изгиба реки. На другом берегу от стоянки, метров на 300 выше по течению, видна церковь, также просматривается ЛЭП. С утра холодно, - 6°С, вероятно, из за того, что ночью небо было чистым.
Существуют и другие способы заброски на р. Тверца, в частности, через г. Вышний Волочек и через г. Торжок.
Выход с маршрута
12 октября.После впадения р. Тверца в Волгу, поднялись по последней вверх по течению до городского пляжа, где разобрали байдарки. На трамвае доехали до вокзала, откуда на электричке уехали в Москву.
р. Тверца:
8 октября. С 8-00 собираем байдарки, греемся у костра. После обеда, изрядно провозившись, собирая КНБ, решаем выходить на воду, предварительно ещё раз повторив все жесты, команды и правила поведения на воде.
0-00
Отчалили в 14-20. Река спокойная, никаких камней, завалов и прочих неожиданностей в себе не таит. По берегам встаёт стеной великолепный хвойно-лиственный мир. Множество живописных, окаймлённых зелено-желтой кромкой леса, полян на пологих берегах, словно приглашают остановиться и насладиться их великолепием. Неторопливая вода настраивает на спокойный лад, близко подходящие к ней деревья создают ощущение уюта, и "засыпающее" осеннее солнце дарит последние тёплые деньки красавицам-берёзам в золотистых нарядах, ласково касаясь лучами их трепещущих на лёгком ветерке кудрявых верхушек, согревая увядающую прелесть. Только великаны сосны и ели готовятся бесстрашно встретить зеленью своих одежд грядущую зиму и не сбрасывают в страхе перед ней свои покровы, неловко расправляя свои узловатые ветви. Они, кажется, готовы оградить засыпающую красоту от грозящих холодов и метелей, гордо распластав сильные колючие лапы. А слабые, но еще прелестные берёзки, словно чувствуя это, с покорной грациозностью склоняют свои нежные гибкие ветви к могучим и грубым стволам хвойных гигантов.
Отражаясь в зеркальной глади остывающей воды, голубое небо спокойно наблюдает за нами. Гармония природы умиротворяет, пробуждая в человеке все лучшие светлые романтические начала. И лишь лёгкий плеск тихой воды у вёсел робко напоминает о том, что заворожено замирать в созерцании прекрасного можно лишь ненадолго.
2-00
Проплыли два притока Тверцы, это реки Шегра и Осуга.
2-10
Сразу за резким поворотом налево бетонный мост, который отмечен на карте. Прошли мост по центру. Никаких неприятностей нам он не принёс.
3-35
Перед дер. Боровое - непродолжительное раздвоение русла реки. Завидев впереди какие-то турбулентности, решили остановиться. Руководитель просмотрел правую, более бурную протоку. В середине участка завал из досок, далее пара камней, затем два резких поворота и опять основное русло. Прошли по более сложному малому рукаву. Новички получили удовольствие и с "горящими" глазами спрашивали, будет ли что-либо подобное в дальнейшем, и не является ли это элементами двойки. На счёт последнего их пришлось огорчить, а вот будет ли такое где-нибудь дальше - посмотрим. Наконец-то увидели справа неплохой берег (слева чалиться не хотели, т. к. в случае ясной погоды утром лучше освещается именно правый).
4-05
Чалка на ПБ (18-25). Избалованные предыдущими красотами, мы довольно долго искали подходящее место. Им стала полянка на небольшой возвышенности, окаймлённая могучими древними елями, впрочем, недалеко есть и сосны. Но если не привередничать, то стоянку всегда найти можно. Погода отличная! Ни облачка на небе. Едва успели принести дрова, как совсем стемнело.
22-00 Наелись, напились и спать завалились (предыдущая ночь была без сна из-за дороги; спали кто 1.5 часа, а кто и 20 минут).
8 октября.
Дежурные встали в 7-30, 8-30 — общий подъем, несмотря на то, что легли в десять вечера, - решено было дать всем хорошо выспаться после бессонной ночи. Солнца не видно, "всё небо в серой простокваше", но дождя не наблюдается.
Заклеив протекающие байдарки, к 12— вышли на реку.
Русло реки по-прежнему спокойное, никаких существенных особенностей нет. Изредка встречаются сужения реки с чуть ускоренным течением, не представляющие, однако, никакой опасности даже для новичка.
6-10
Незадолго до дер. Прутня по левому берегу стоит церквушка с могилой Анны Керн. Затем по правому берегу какой-то каменный грот, выглядит красиво, но фотограф это прозевал.
6-30
Подошли к дер. Прутня. Автомобильный мост прошли по центру. Арматуры или чего-либо подобного не заметили.
6-50
Зачалились на левом берегу чтобы перекусить (15-00 – 15-30). Костра не разжигали - воспользовались чаем, приготовленным с утра и залитым в термоса. С берега, как, впрочем, и с воды, виден Торжок.
7-40
Доплыли до Торжка (резкой границы города не различить, поэтому время ориентировочное). Все кроме, естественно, фотографа запечатлелись с воды, выстроившись на
фоне церкви и развернувшись против течения.
8-10
Три моста, все прошли по центру. Никаких остатков стройматериалов или чего-либо подобного не было. Ж/Д мост после Торжка прошли тоже по центру - чуть справа. Мост для
байдарок никакой опасности не представляет.
9-05
Между дер. Брячково и дер. Паника поперёк реки в воде полностью утопленными стоят какие-то бетонные плиты, создавая слабое подобие слива. Шум от воды слышен издалека так, что можно без суеты зачалиться и просмотреть. Возможно это актуально лишь в ту воду, которая сейчас у нас (средний уровень). Посередине русла хорошо виден "язык" по которому мы все и прошли без потерь. За сливом - довольно заметные волны изредка попадали в байдарку, но, в целом, совсем не страшно, а даже приятно.
Реальность и карта до сих пор очень хорошо совпадали, что, безусловно, радует; начинаем искать стоянку за дер. Паника. Ожидания оправдались, и за деревней Спас, где-то через километр, мы решили сделать стоянку на правом берегу. Берег довольно обрывистый, ищем, где удобнее встать.
9-20
Зачались в 18-45. Место просто великолепное: у воды полоса уже пожелтевшей травы выше пояса, дальше - смешанный лес. Почти совсем стемнело. Дежурные и их помощники сразу же пошли за дровами. Можно сказать: успели поставить лагерьзасветло, хотя палатки закончили ставить уже в темноте. Погода так и не улучшилась, небо серое, но зато не холодно. Ночью звёзд тоже не видно. До 00-30 сидели у костра: пели песни, "травили" анекдоты. Единственный представитель прекрасной "половины" (с некоторой точностью 1/12 = 1/2) угрожающе мало ест, и её капитану, вероятно, приходиться "пахать" "за себя и за того парня"... который мог бы сидеть на её месте, но что-то он не жалуется. Странно... Зато она много спит, что радует мужиков - в ее отсутствие они смакуют "солёные" шуточки. Ночью прошёл слабый дождик.
10 октября.В 6-30 встали дежурные, в 8-45 — общий подъем, в 12-10 отчалили.
9-25
Только отплыли, как КНБ вместе со своим экипажем перевернулась на совершенно ровном месте. Ладно... для новичка простительно. К 13-10 экипаж КНБ отжался и переоделся. Все отплыли.
Всюдорогу река спокойная, местность - полное соответствие с картой, так что даже и описывать нечего.
10-15
Перекус 14-00 — 14-20 на берегу: сухой паек и чай из термосов. Днём плыли под дождём, но не всё время.
12-15
Решили сделать "разгрузочный" день и зачалиться пораньше. Причалили в 16-20 на левом берегу незадолго до дер. Фенино. Если бы всегда стоянки были такими... Лучше и придумать трудно: чистый сосновый лес, под ногами сухие сосновые иголки и шишки, приятный лесной хвойный воздух. Просто КЛАСС! Развели хороший "таёжный" костёр, греемся. Вечером для всех приятный сюрприз: варим глинтвейн. Глинтвейн получился на редкость хорошим.
Все поют песни, совершают вечерний моцион и чистят зубы. Сегодняшняя ночь была как-то по особенному тепла. Романтика...
11 октября. В 6-20встали дежурные, в 7-20 - общий подъем, погода облачная, но тёплая, +10°С. 10-40 Вышли на реку.
13-45
Начался довольно сильный дождь (11:30), что делать... Карта все также полностью соответствует местности, нечего и добавить. Ж\Д мост без "сюрпризов". Весь день плывём под дождём. Мерзко и противно, бр - р - р...
18-15
Гребли в полную силу и к 16-40 - доплыли до дер. Мельниково. Остановились сразу за ней на левом берегу. Последние часа 3 берега плохие: сильно заселены, лесополоса далека от реки, что, впрочем, следует и из карты.
Здесь, за Мельниково, хвойная лесополоса довольно сильно исхожена, но встать можно. Дождь идет всё также сильно. Все мокрые, синие и зубы стучат. Разожгли костёр при помощи
небольшого количества керосина; встали под тент, пригрелись (всем, кто не рубил дрова, было выдано грамм по 100 для улучшения субъективного мировосприятия) - полегчало!
Ночью видно зарево со стороны Твери, до города уже совсем недалеко.
А дождь всё идёт...
12 октября. Общий подъем 7-40. Поели, собираемся. Вышли в 10-35. Далее берега совершенно непригодны для биваков, да и зачем? До города часа 3 пути.
20-35
Доплыли до первого автомоста через Тверцу уже в пределах города Тверь. Этот мост, как и все другие, которые впереди, как оказалось, никаких неожиданностей не несёт.
р. Волга:
20-45
Вышли на реку Волга, повернули вправо.
21-00
Прошли против течения ДО центрального городского пляжа (13-20).
Ну, вот и всё, разбираем байдарки и на вокзал. Новички теперь больше не чайники. Ура!!!
- Маршрут в целом соответствует первой категории сложности, вполне интересен и
по силам даже новичкам (правда, при достаточно опытном руководителе), пригоден
для семейного туризма.
- На маршруте довольно много исторических достопримечательностей, посещение
которых можно включить в культурную программу, например, для групп
школьников.
- Течение несильное, поэтому данный маршрут рекомендуется проходить на
каркасных байдарках.
- Все стоянки на "5", лучшего и пожелать трудно. Природа "среднерусская, сердцу
близкая" как нельзя кстати способствует приобщению человека к культуре
неурбанизированного бытия.
- Не поход, а просто отдых и наслаждение!
Товарищи (дамы и господа)!
Занимайтесь туризмом!
Это доступно,
полезно
и красиво !!!
Топографическая карта - атлас "Тверская область", масштаб 1 :200 000, заказ 711-Д © ВТУ ГШ 1992 г.
Использовавшаяся карта довольно хорошо соответствует текущему состоянию местности.
Дополнительные условные обозначения:
- Места начала и завершения активной части маршрута.
- Места ночевок
В начало страницы | Главная
страница | Карта сервера |
Пишите нам